Нередко дети 4-6 лет, играя, разговаривают сами с собой. По мнению известного российского психолога Л.С. Выготского, речь для себя служит для того, чтобы управлять своим поведением.
Наблюдая за детьми. игравшими в одиночку, исследователи выделили три стадии в развитии личной (внутренней) речи ребенка. на 1-й стадии речь для себя следует за действием: "Я сделал большую картину". На 2-й стадии она сопровождает действие: "Картинка становится все темней и темней потому, что я крашу". И наконец, на 3-й стадии она предшествует действию: "Сейчас я нарисую какую-нибудь страшную картину". По-видимому, на каждом из этих этапов речь для себя призвана контролировать или направлять действия ребенка при выполнении им какой-либо задачи. Исследователи полагают, что эти этапы соответствуют развитию его мыслительного процесса. На последней стадии, когда речь предваряет поведение, ребенок планирует ход действий. Изменения в личной речи, происходящие при продвижении от 1-й к 3-й стадии, иллюстрируют развитие процессов мышления, направляющих поведение ребенка, и сопутствующее речевое развитие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий